[sape count=2 block=1]

Фактоведение: между истиной и фальшью (Московская правда, 15.04.2008)

«Литература нон-фикшн/non-fiction:...Автор: Александр Герасимов

Источник: Московская правда. 2008. 15 апр.

Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн/non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. М.: Совпадение, 2007.327 с.

Энциклопедия «Литература нон-фикшн/non-fiction» (идательство «Совпадение») написана не коллективом, а одним автором — Еленой Местергази, поэтому она честно названа экспериментальной. Трепанации подверглась «темная» область литературы, вызывающая растерянность или различные толкования, а именно — литература с главенствующим документальным началом.

Вообще-то такая литература (частная переписка, воспоминания, автобиографии и так далее) находится на пике популярности: она издается, продается и переиздается многократно. При этом глубокое изучение подобных произведений и ажиотажа, ими вызываемого, оказалось на периферии научного интереса.Не потому, что многие считают сие скучным занятием, а потому, что не знали до сих пор, с какой стороны к проблеме подходить и с какого боку надкусывать.

Книга открывается формулированием понятийного аппарата. Подробно рассмотрена и систематизирована пара десятков терминов (от «автодокументального текста» до «эго-документа»), прочувствовав которые, можно более никогда не путаться в нюансах.Пристально рассматриваются основные теоретические проблемы, разделяя документальную литературу на жанры.

Тем более что приходится работать с такими категориями, которым до сих пор не давалось общепонятного имени.

Читатель будет поочередно погружаться в пространство художественности и самоговорящей реальности, поэтому узнает, что есть литература факта и псевдодокументалистика, соцреализм и документальная образность; научится разделять чистые (первичные) и сложные (вторичные) документальные жанры, не путая более травелог (описание путешествий) с дневниками или исповедями.

Большинство описанных в энциклопедии приемов закрепляется конкретными примерами, а также ссылками на труды безоговорочных авторитетов. Список использованной литературы столь велик, что наводит на мысль о срочной защите докторской диссертации, пока за тему не взялись многочисленные борзописцы с неутоленными филологическими амбициями.

Читая книгу, задумываешься об изменчивости пропорций между правдой и кривдой, полуправдой и лжичкой, навязанной фальшью и недоговоренной истиной… То есть задаешься чисто философскими вопросами. А также исподволь осознаешь, что умолчания так же искажают достоверную картину мира, как и вымышленные факты, поэтому нужно действительно подумать семь раз, прежде чем резать горькую правду-матку.

Ведь очень возможно, что от вас ждали именно сладостей…

Из книги вы узнаете, что определение «мокументари» с языка кинокритиков переводится как псевдодокументальная лента.

Также у вас не останется иллюзий и по поводу «всей правды», увиденной Максимом Горьким на Соловках, в лагере особого назначения, и по поводу появления государственного мышления (читай: мотивов интерпретации явленных ему фактов «в нужном свете»)…

Прослеживая различные манипуляции с документальным началом в альтернативной реальности, читатель овладеет навыком чтения между строк, а также получит ключик, позволяющий понять советских писателей, вынужденных жить не только по законам жанра, но и по законам своего времени.

В качестве приложений для незамедлительного закрепления теоретических знаний в книге приводятся опыты «наивного письма», поданные на примере народных мемуаров носителей «голой» действительности: вологодской крестьянки, рабочего леспромхоза, политрука и рядового Красной Армии.

Кроме этого, здесь же напечатан роман-дневник Александры Чистяковой «Не много ли для одной?», записанный энтузиастом в Кемеровской области и служащий наглядным пособием.

Энциклопедия «Литература нон-фикшн/non-fiction» будет полезна большинству работников со словом: преподавателям теории литературы, журналистам, работникам пресс-служб, пиар-компаний и прочим агитаторам, биографам, историкам, следователям и даже драматургам, работающим по наитию во все еще модном жанре «вербатим».

Оцените статью
Издательство "Совпадение"