Источник: Литература. Первое сентября. 2008. 16—31 авг. №16 (655).
«Спекторский» Бориса Пастернака: Замысел и реализация / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Ю. Сергеевой-Клятис.— М.: Совпадение, 2007. — 231 с.: ил.
Всегда интересны книги нестандартные, с выдумкой. Роман в стихах «Спекторский» Бориса Пастернака в школах не изучают.
Опасаюсь, что и на филфаках он стоит не в списках обязательной литературы.
Но всем хорошо известно, что порой необязательное чтение приносит уму и сердцу больше, чем обработанные и заезженные толкователями тексты.
Не побоюсь утверждать: литературовед Анна Юрьевна Сергеева-Клятис, хорошо известная читателям и нашей газеты, представила настоящую поэму-исследование, пафос которой — в возвышении филологического труда, его красоты и необходимости.
Открыв книгу чёткой и ясной, динамичной вступительной статьёй, А. Ю. Сергеева-Клятис предлагает следом канонический текст «Спекторского».Далее подробные литературные и историко-культурные комментарии и наконец три текста, воплощавшие на разных этапах работы замысел того, что в итоге приобрело вышеназванный и общеизвестный вид. Всё в сопровождении многочисленных иллюстраций.
Известно, что сюжетные хитросплетения «Спекторского» представлялись излишне усложнёнными многим.
Да и сам автор не раз говорил о произведении как о своей неудаче. После скрупулёзного исследования А. Ю.Сергеевой-Клятис мы видим, может быть, главное: ключ ко многим трудным, неудобным литературным памятникам. Педантичное распутывание филологом авторского замысла и сопоставление его воплощений в конце концов приводит к созданию, по сути, нового произведения, глубокого и самобытного.
Пастернак хотел показать в «Спекторском», «как восстаёт время на человека и обгоняет его». И это у него получилось.
А как — подробно исследовано в книге.