Презентация книги Игоря Шургина «Исчезающее наследие» (Благовест-Инфо, 21.06.06)

Не допустить разрушения памятников русского деревянного зодчества призывает автор книги «Исчезающее наследие»

Москва, 21 июня, Благовест-инфо. Презентация книги архитектора и реставратора Игоря Шургина «Исчезающее наследие» состоялась 20 июня в Овальном заде Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.Рудомино (ВГБИЛ) в Москве. Издание книги с подзаголовком «Очерки о русских деревянных храмах XV—XVIII веков» осуществили издательство ВГБИЛ вместе с издательством «Совпадение».

Книга «Исчезающее наследие» — плод многолетней работы И.Шургина по изучению деревянных храмов России, большинство которых автор исследовал с целью реставрации в период 1970-х — 1990-х годов.

Автор снабдил текст, который затрагивает как частные, так и общие проблемы развития деревянной архитектуры, уникальным иллюстративным материалом: это фотографии, планы и зарисовки деревянных строений, преимущественно — церквей. Значительная часть сведений о редчайших памятниках XVII—XVIII веков публикуется впервые. Книга выпущена тиражом всего 1 тыс.

экземпляров.В фойе развернута фотовыставка, иллюстрирующая книгу.

«Праздник наш имеет грустный оттенок», — так определил тон презентации директор Института искусствознания Алексей Комеч, пояснив, что столь тщательно изученные автором памятники или гибнут, или уже погибли.

Игорь Шургин подтвердил: несмотря на то, что памятники русского деревянного зодчества изучаются более ста лет, многие из них так и «уходят в небытие неисследованными, никому не известными». Автор книги привел пример, характеризующий степень изученности этих памятников: один из храмов Архангельской области традиционно датировался XIX в.  Когда реставратор, преодолев бездорожье, добрался в эту глушь, оказалось, что это один из редких памятников XVII века!

Проблема равнодушного отношения не только ответственных чиновников, но и всего общества к сохранению драгоценного культурного и духовного наследия стала главной темой вечера. Был упомянут трехтомник, выпущенный несколько лет назад Институтом искусствознания — «Архитектура и ландшафт России», в котором два тома были посвящены памятникам погибшим и находящимся в аварийном состоянии. Предполагалось тогда, что это издание «станет воплем», поднимет общественное мнение. Но ожидаемого не произошло, «никто не почувствовал катастрофы».

Алексей Комеч выступил с неожиданным предложением: создать на базе ВГБИЛ, в рамках которой уже успешно существует ряд культурных центров, еще один центр — по изучению русской деревянной архитектуры. Несмотря на то, что эта идея не связна напрямую со спецификой библиотеки, директор ВГБИЛ Екатерина Гениева заинтересованно отнеслась к предложению известного искусствоведа.

Она высоко оценила труд И.Шургина, изданию которого способствовала, и пообещала помочь в распространении книги не только через библиотечную сеть России, но и за рубежом.

В своей книге И.Шургин пишет: «Сохранившиеся деревянные церкви — а это лишь драгоценные остатки былого деревянного богатства — составляют наиболее самобытную, высокохудожественную часть культурного наследия России.  Многие из них — самые крупные деревянные постройки в Европе.

Шедевры деревянного зодчества не имеют аналогов в мировой архитектуре». Однако прогноз автора пессимистичен: эти храмы, сказал он в интервью «Благовест-инфо», не нужны ни государству, ни Церкви.

Он пояснил, что они расположены в удаленных местах, отрезанных бездорожьем; близлежащие села зачастую уже разрушены.

«Церковь не возьмется за эти храмы — овчинка выделки не стоит, ведь понятно, что они нуждаются в научной реставрации, а это процесс длительный и дорогостоящий. Это где-нибудь в Финляндии или Норвегии священник может добраться до отдаленного храма по хорошей дороге, отслужить там службу, закрыть и уехать, у нас же это невозможно…» По словам автора книги, под угрозой уже и те памятники деревянного церковного зодчества, которые перевезены в музеи: Кижи, Малые Карелы, Коломенское, Новый Иерусалим – они не реставрировались уже 20 лет.

И.Шургин еще раз подчеркнул, что цель его книги — привлечь внимание молодых архитекторов, реставраторов и всех, кого волнует будущее русской культуры, к красоте, истории и судьбе этого уникального наследия: его исчезновения нельзя допустить.

Оцените статью
Издательство "Совпадение"