Сквозников, Виталий Дмитриевич

Сквозников, Виталий Дмитриевич Из книги: Сквозников В. Д. «Против декадентства». М.: Совпадение, 2007.

Талант и особая, бросающаяся в глаза щепетильность по отношению к слову и предлагаемой читателю мысли-идее выгодно отличают Виталия Дмитриевича Сквозникова (р. 1929) от многих исследователей русской литературы. Именно благодаря им стало возможным создание книги, которую ты, читатель, держишь теперь в руках. В нее вошли статьи ученого, создававшиеся в течение полувека. А ведь сколько событий и даже эпох отшумело за это время: наиболее долгий советский период отечественного литературоведения с его обязательной привязкой к идеологии марксизма-ленинизма ушел в небытие, настали другие времена — во многом смутные, но давшие возможность творить без оглядки на цензуру. Правда, и последнее стало непростым испытанием для человека пишущего — вдруг в цене оказалось такое качество, как самоограничение, или внутренняя цензура, обеспечивающее серьезность исследования. И это качество присуще В. Д. Сквозникову в полной мере.

Поэтому не удивительно, что статьи ученого 1960—1970-х годов сегодня воспринимаются так же свежо, как и работы последних десятилетий. Более того, поставленные в один ряд, они вдруг оказываются не разнородной массой, а достаточно монолитным единством, связанным общей авторской установкой — верностью принципам историзма; выстраиванием преемственных линий в русской культуре, зачастую в обход официально признанных; самостоятельностью суждений, ярко обозначенной даже в советское время; неизменным интересом к проблемам русского самосознания и формам его воплощения в литературе.

А между тем В. Д. Сквозников, всегда находясь на передовом крае отечественной науки, никогда не принадлежал к числу тех, кто сознательно стремился «сделать себе имя», любой ценой стать публичным человеком. Он являет собой классический образец кабинетного ученого. Исследуя самые острые вопросы национального духа, В. Д. Сквозников всегда довольствовался скромным уделом «чистого» филолога. Именно поэтому сегодня его, человека давно известного в кругу специалистов и любителей словесности, все еще необходимо представлять широкой читающей публике.

Сын командира Красной армии и служащей, внук священника, В. Д. Сквозников избирает своим поприщем служение науке и культуре. Еще в юношеском возрасте обнаруживаются главные интересы будущего ученого — классическая литература и классическая музыка, тонким ценителем и знатоком которых он становится. Годы учения в университете, бесценный опыт общения с известными литературоведами, «старой гвардией» преподавателей — Г. Н. Поспеловым, С. М. Бонди, Н. И. Либаном, С. И. Радцигом, С. И. Ожеговым и другими, способствуют формированию яркого исследовательского «почерка» В. Д. Сквозникова — методологической четкости теоретических построений, скрупулезности анализа в сочетании с энергетически мощным, лапидарным стилем.

В 1953 году В. Д. Сквозников успешно оканчивает филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и в том же году поступает в аспирантуру Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР (ныне — ИМЛИ РАН), а в 1957 году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Реализм В. М. Гаршина».

С 1956 года В. Д. Сквозников в штате Отдела теории литературы ИМЛИ, в котором работает последние пятьдесят лет, ныне — главным научным сотрудником. Об Отделе теории, как кратко называют его в узком кругу имлийцев, стоит сказать отдельно.

В 60-е годы прошлого века Отдел теории ИМЛИ прославился не только в стране, но и за рубежом созданием знаменитой трехтомной «Теории литературы», объединившей исследования таких классиков современного литературоведения, как В. В. Кожинов, С. Г. Бочаров, Н. К. Гей, Г. Д. Гачев, П. В. Палиевский, Ю. Б. Борев, Н. В. Драгомирецкая, Л. Ф. Киселева. Среди авторов коллективного труда был и В. Д. Сквозников. Его статьи «Лирика», «Стиль Пушкина» и «Творческий метод и образ» стали на долгие годы эталонными исследованиями в соответствующих областях. Удивительно счастливое объединение молодых дарований в ту далекую пору «оттепели» смогло в глухую советскую пору пробить существовавшие штампы, в обход идеологических клише развить теоретические идеи на основе принципа историзма, понимаемого гораздо шире предполагаемого марксистско-ленинскими постулатами. По сути, произошел прорыв советской науки к европейски значимой проблематике, находящейся на пике актуальности. Вместе с тем, полемизируя с западной мыслью, ученые вплотную подошли к возрождению отечественной академической традиции, уходящей корнями в далекое дореволюционное прошлое.

В 1981 году В. Д. Сквозников защитил докторскую диссертацию на тему «Становление реализма в русской лирике». В течение нескольких десятилетий ученым были написаны десятки статей по теории и истории русской литературы, многие из которых неоднократно переиздавались, а некоторые были переведены на иностранные языки; самое активное участие принимал В. Д. Сквозников в создании коллективных трудов Отдела теории ИМЛИ; в 1996 году за подготовку научных кадров высшей квалификации ему было присвоено звание профессора.

В. Д. Сквозников — автор нескольких монографий: «Лирика Пушкина» (1975), «Реализм лирической поэзии» (1975), «Пушкин: историческая мысль поэта» (1999), «Русская лирика. Развитие реализма» (2002), «Пушкинская традиция» (2007).

Пушкинская тема занимает особое место в работах В. Д. Сквозникова. Не только лирика, но и проза поэта рассматриваются исследователем, причем ракурс изучения каждый раз отличается научной новизной и нетривиальностью. В монографии «Пушкин: историческая мысль поэта» ученому удалось не только описание исторической мысли поэта как она есть, но и рассмотрение полуторавековой отечественной литературной и научной традиции идеологизации Пушкина, традиции, на нынешнем этапе во многом себя исчерпавшей, но, очевидно, вовсе не изжитой, способной к возрождению в иных формах.

В центре внимания В. Д. Сквозникова в разное время оказывалось творчество В. М. Гаршина, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Козьмы Пруткова, Ап. Григорьева, А. А. Блока, В. В. Маяковского и др. При этом опыт изучения развития реализма в русской лирике позволил исследователю обосновать совершенно новое и во многом неожиданное представление о пушкинской традиции в отечественной культуре, опровергающее привычное и столь культивируемое в советское время сопряжение: Пушкин — Лермонтов — Гоголь — Достоевский — Толстой — Чехов.

Пушкинское положительное жизнеутверждение, основанное на красоте и гармонии стиля, по мнению В. Д. Сквозникова, как ничто иное противостоит губительному влиянию декадентства в культуре, не локализованному во времени, но простирающему свои щупальца в различные эпохи.

Думается, сборник статей В. Д. Сквозникова «Против декадентства» займет достойное место в ряду классически устоявшихся и всегда актуальных книг.

Елена Местергази

Оцените статью
Издательство "Совпадение"